![Мезенская роспись | Группа](https://sun1-28.userapi.com/s/v1/if1/pNj-rkxoXAAgLuuO6aT2XTDpoAyi0swONBq3O1IBug39bhGusohF14GK8SJDx0-euN4ttFJH.jpg?quality=96&crop=1,315,200,200&as=32x32,48x48,72x72,108x108,160x160&ava=1&cs=200x200)
Мезенская роспись
- ID 10965224
- Домен club10965224
- Название Мезенская роспись
- Тематика Творчество
- Сайт http://www.gnozis.info/?q=node/6171
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ, тип росписи деревянных прялок и утвари — ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу 19 в. в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 в., выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в. Предметы густо испещрены дробным узором — звездами, крестиками, черточками, выполненным в два цвета: черный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные черной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. В конце 19 в. мезенская роспись сосредоточивается в деревне Палащелье, которая как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых — тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла. В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С. Ф. и И. С Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии «Беломорские узоры» выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский